20:38 

Об одном скрипаче

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
Обнаружила у себя ещё наброски по Т. Манну. Итак: "Бедняга Руди! Недолог был триумф твоего ребяческого демонизма! Он попал в сферу действия другого демонического начала, более глубокого, более рокового, которое молниеносно расправилось с твоим, сломило его, растоптало, обратило в прах. Злосчастное «ты»! Оно не пристало голубоглазому ничтожеству, его отвоевавшему, и тот, другой, до него снизошедший, не мог не отомстить за счастливое — возможно, что и счастливое! — унижение, в которое тем самым вверг себя. Месть была непроизвольна, крута, мертвенно-холодна и таинственна. Я расскажу о ней, сейчас расскажу…" ("Доктор Фаустус", начало 39-й главы) "Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал..." (с)

«Бедный Руди» Швердтфегер – один из тех персонажей «Доктора Фаустуса», которых обычно недооценивают, либо оценивают несправедливо. Критики и исследователи обычно охотно перенимают тон рассказчика, поэтому либо не уделяют фигуре Рудольфа должного внимания (ну, был такой «обаятельный вертопрах», которого, возможно, любил Адриан…), либо со спокойной совестью относят его к категории «человечков» (вроде его «соперника поневоле», Гельмута Инститориса) и прочих детей эпохи декаданса. Впрочем, бывают и «демонические» трактовки, как, например, у М.С. Кургинян: она относит Руди к миру пошлости и скверны, которую Адриан постигает, несмотря на всю враждебность этого мира.
А между тем Серенус не может быть объективен уже в силу того, что очевидно ревнует Адриана к Руди – во-первых, и, во-вторых, сам поддаётся обаянию его «инфантильного демонизма», с чем примиряет его лишь безвременная кончина скрипача. Томас Манн с большим удовольствием рисует страдания Серенуса по поводу того, что некое «голубоглазое ничтожество» занимает неподобающее ему место рядом с гением, и оскверняет того своими прикосновениями (почти как гетера Эсмеральда), и вытесняет настоящих друзей из сердца Адриана, и покушается на священную привилегию, на интимно-доверительное «ты».
А ведь это «ты» – один из самых пронзительных моментов в книге. И, сдаётся мне, не просто так. Не может быть ничтожеством человек, заслуживший адрианово «ты», более того, этот человек, по выражению Адриана (совсем не любящего громких фраз!), «научил меня счастью». У Манна вообще все герои, даже самые «мелочные», по-манновски незаурядны и вызывают сочувствие или по меньшей мере интерес. Что до Руди, то его прототипом был Пауль Эренберг, чья искренняя привязанность однажды действительно спасла самого Манна.
Даже в фамилии Пауля фигурируют те честность и порядочность (Ehrenberg), которые косвенно отразятся и в фамилии Руди. Ну и, конечно же, пресловутая «рыцарственность», над которой изрядно иронизирует милейший Серенус. Как впрочем, и Т. Манн, который никогда не будет петь своим героям дифирамбов – он просто слишком любит их всех, чтобы льстить просто так. Конечно, откровенности об Инес вряд ли вписываются в кодекс чести «кавалера», и остаётся гадать, кого именно «заносит» в этой сцене: Руди ли, «соблазнённого темнотой», или самого Серенуса – ведь только с его слов мы представляем себе данную картину.
Вообще, те эпизоды, когда Серенус моделирует разговоры Адриана и Руди – едва ли не самые сомнительные с этической точки зрения (особенно эпизод, где Адриан говорит о своём намерении жениться на Мари Годо) – и думаю, что это сознательное решение Т. Манна. Впрочем, и со слов Серенуса, эти сцены романа выглядят весьма правдоподобно, и психологически достоверно – ведь ни Адриан, ни Руди не являются ни ангелами, ни примитивными существами с предсказуемыми реакциями. Однако что-то есть неуютное, чуждое в том, как об этом повествует Цейтблом – как будто «присутствуя за завтраком у Понтия Пилата».
Мне лично в жизни встречались некоторые Швердтфегеры (и Швердтфегериннен), и могу сказать, что образ, нарисованный Манном, чрезвычайно правдив. Это действительно «мотыльки, летящие на огонь», обаятельные и вроде бы бездумные, часто нелогичные, по-детски обидчивые, по-детски же жестокосердные и самоуверенно-заносчивые. И, вместе с тем, не случайно Инеса, которой не откажешь в проницательности, подчёркивает внутреннюю чистоту Руди. Это действительно люди более невинные, чем их воспринимают, – и более глубокие, чем хотят казаться. Нередко они, как и Руди, имеют «в анамнезе» некую тайную болезнь, некоторый жестокий опыт переживания действительности, но, с «аристократической обязательностью» Тадзио, предпочитают не заострять на этом своё и чужое внимание. И да, это действительно люди, которые сорвутся к тебе по первому зову.
Пресловутое «флиртёрство» в данном случае не менее драматично, чем гордое одиночество Адриана, ибо и то, и другое суть бегство от болезненных переживаний, от того, что тебя неадекватно поймут. Ведь и Руди немало переживает от того, что его никто не воспринимает всерьёз – даже при том, что он немало добился в профессиональном плане. Его врождённая erotische Anziehungkraft (или попросту sex appeal, как перевёл С. Апт), с одной стороны, помогает ему, с другой – путает все карты.
Руди потому и тянется к Адриану, что видит в нём человека глубокого, отличающегося от прочих – и чувствительного (а чувствительные струны души Руди подсознательно находит, и делает это подчас слишком проницательно). Адриан – действительно единственный человек, который относится к Руди серьёзно, при всей (кажущейся?) интеллектуальной разнице между ними. Интересно, что первое время Адриан величает скрипача полным именем – Рудольф – и это похоже не только на отчуждённое дистанцирование, но и на подлинное уважение. Они общаются на равных, что бы там ни думал Серенус. Да, Руди на самом деле не относится к интеллигентам цейтбломовского толка, и «критика чистого» (да и практического) разума – не его сильная сторона. Беда Руди в том, что он не всегда бывает точен в выражениях (в форме, но не содержании) и порой предпочитает говорить бестактные прописные истины. А вот что касается интуитивной человечности, своего рода «инстинктивного интеллекта» - здесь скрипач очень силён. Может быть даже слишком силён, слишком проницателен – и слишком любит Адриана – что и приводит его к роковым последствиям.
Он действительно любит Адриана так, как подсказывает ему его природа и его человечность. И отчасти это объясняет многие его неблаговидные поступки, в том числе откровенности об Инес. Создаётся ощущение, что рассказывая эту адюльтерную историю, Руди честно пытается оправдаться перед Адрианом – человеком чистым и гордым, но совсем не ханжой. Инес вправду агрессивно-пассивно соблазняет Руди – и она не любит его, лишь насыщает свою чувственность и за счёт этой чувственности утверждает себя. А Рудольфа очень тяготит это положение секс-игрушки, в которое он попал, в том числе, и по своей вине, но ему важно, чтобы Адриан его таковым не считал. И потому Руди впоследствии действительно несколько уязвляет тот факт, что «меланхолическая нежность, им пробуждённая была не чужда признаков эротической иронии».
История Адриана и Руди, как и всё у Манна, выглядит запутанно и трогательно – и упрощать и выхолащивать её нельзя.
О концерте. Считать Руди карьеристом, который «примазывается» к гению, на мой взгляд, некорректно, т.к. за восемь (или больше!) лет, он мог неоднократно найти более податливый, более «удобный» и «пропиаренный» объект для применения своих чар. Тем не менее, ему нужен именно Адриан. И, похоже, здесь Серенус прав, говоря о том, сколь противоречивые чувства владели Руди, когда он откровенничает с Адрианом, «соблазнённый темнотой».

Продолжение следует, полагаю. Надо бы написать про тот самый концерт, и даже его послушать)))

@темы: разум и чувства, опасные связи, околомузыкальное, занимательная конспирология, Т. Манн, koboldhafte Naivitaet, Doktor Faustus

URL
Комментарии
2014-12-02 в 22:56 

_AlisaSelezneva_
грешная душа преступного царя
Как жаль, что так и не удалось прочитать Доктора Фаустуса. Спасибо, что напомнили))):shuffle:

2014-12-02 в 23:05 

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
AliskaSelezneva, да не за что) книга просто мне хорошо пошла под настроение) люблю Манна. Кстати, большую часть книги прослушала в исполнении Терновского)
читать дальше

URL
2014-12-02 в 23:12 

_AlisaSelezneva_
грешная душа преступного царя
Но не жалею, тогда была ещё слишком юна, чтобы многое прочувствовать, да и эрудиции не хватало.
начинала читать в 18 лет, но бросила. позорно отступила. сомневаюсь, что и сейчас пойму Манна. впрочем, отчего не попробовать)
а слушать. хм. слишком сложно кажется на слух воспринимать Манна. имхо, конечно

2014-12-02 в 23:24 

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
AliskaSelezneva, попробовать можно) но обязаловкой это быть не должно. Говорят, что книги тебя находят, в нужное время. К тому же единого рецепта восприятия Манна нет и не будет - исследователи порой настолько по-разному оценивают, что диву даёшься. Плюс в том, что Манн — автор сложный, но не тенденциозный, и всегда оставляет возможность понять так, как понимается, а не так, как принято считать. Постоянно замечаю: начнёшь о чём-то писать, перенимаешь стиль объекта) о Манне - так сразу многословные простыни :)
Аудиокнига пошла на удивление хорошо. Но я аудиал, неплохо воспринимаю на слух. К тому же, зимой мне как раз надо было как-то занимать длительные поездки, и аудиокнига оказалась очень кстати. к тому же, Терновский хорошо читает (хотя и есть некоторые ляпы с ударениями в музыкальных терминах).

URL
2014-12-02 в 23:34 

_AlisaSelezneva_
грешная душа преступного царя
Постоянно замечаю: начнёшь о чём-то писать, перенимаешь стиль объекта) о Манне - так сразу многословные простыни
меня потрясли в 18 лет рассказы Манна. Особенно Марио и фокусник. Что-то жуткое было в этих рассказах. Предчувствие конца. Совершенно жуткое впечатление.Странно, но в то время я пыталась слушать Вагнера и как-то удивительно "зашли"эти рассказы и Лоэнгрин. не могу понять отчего
о Манне - так сразу многословные простыни
это если уметь писать и мысли излагать достойно, в сложносочиненных конструкциях
мои таланты, увы, такого не позволяют делать. так что приходится ограничиваться простыми предложениями:( не знаю, хорошо это или плохо.
Но я аудиал, неплохо воспринимаю на слух.
безусловно, запоминаешь сказанное, но отчего то глубоко проанализировать не выходит. имхо, имхо!

2014-12-02 в 23:42 

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
AliskaSelezneva, да, рассказы у него сильные. Имхо, с них лучше начинать) И жуткие предчувствия есть, точно. Та же "смерть в Венеции". А Вагнера Манн обожал, и периодически о нём писал и вспоминал, так что ничего удивительного)))
приходится ограничиваться простыми предложениями имхо, умение внятно излагать мысль простыми предложениями — это замечательно. Особенно в интернете, где человеку нужна сжатая и доходчивая информация.
запоминаешь сказанное, но отчего то глубоко проанализировать не выходит да, формат аудиокниги не позволяет. Но что-то цепляет, и всегда можно перечитать в обычном формате. Конечно, с такими "кирпичами" как "Фаустус", одной аудиоверсией не обойтись)))

URL
2014-12-02 в 23:52 

_AlisaSelezneva_
грешная душа преступного царя
А Вагнера Манн обожал, и периодически о нём писал и вспоминал, так что ничего удивительного)))
так немец же. какой немец не любит быстрой езды Вагнера. конечно, это некое преубеждение, но, кажется, все немецкие интеллектуалы любят Вагнера
Имхо, с них лучше начинать)
я начала с "Смерти в Венеции" и закончила " Признаниями авантюриста Феликса Круля", но теперь думается, что читала поверхностно, лишь бы потом сказать "а я, а вот в Будденроках"...увы.
умение внятно излагать мысль
ключевое слово - "внятно". вот с этим проблемы. так что все потеряно. хотя соглашусь, в инете есть люди пишущие как Гюго, цветисто и напять страниц. но это тоже талант.
Конечно, с такими "кирпичами" как "Фаустус", одной аудиоверсией не обойтись)))
придется вам и книжку еще раз читать) если слово"придется" уместно в данном контексте:))

2014-12-03 в 00:10 

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
AliskaSelezneva, какой немец не любит быстрой езды Вагнера +100
теперь думается, что читала поверхностно, лишь бы потом сказать "а я, а вот в Будденроках"...увы. это нормально) всегда, когда перечитываешь, кажется, что раньше читал "не так". А иногда бывает: "Да как же я вообще это читала?! Зачем?"
ключевое слово - "внятно". вот с этим проблемы Внятно - тоже понятие относительное. К тому же, это дневники; в дневниках автор вправе писать, не оглядываясь на критиков. Другое дело, что в открытых постах заботишься о возможном читателе, конечно. Но вообще-то красота стиля не должна являться самоцелью, тогда и пишется (и воспринимается) легче. Цветисто и много - не всегда хорошо.
придется вам и книжку еще раз читать) а оно и получается. Много там комментариев, много отсылок, аллюзий и т.п., много сопутствующей информации перепахиваешь. И не сказать, чтобы меня кто-то заставлял - само получилось)))

URL
2014-12-03 в 00:25 

_AlisaSelezneva_
грешная душа преступного царя
А иногда бывает: "Да как же я вообще это читала?! Зачем?"
ахах. помню в 14 лет читала "Бедную Настю". запоем. ужасное графоманство. фанфик, написанный без беты. теперь жутко стыдно:facepalm3:Другое дело, что в открытых постах заботишься о возможном читателе, конечно.
дневник, как любит говорить мне преподаватель, пишется всегда ля кого-то. а тем более онлайн дневник. в надежде, что кто-то что-то прочтет и может даже прокомментирует. ну или хотя бы прочтет.:-D
вообще-то красота стиля не должна являться самоцелью,
те кто умеет писать, умеют не только выразить некую мысль, но и умело подать. ведь даже прекрасное кушанье нужно уметь подать, а иначе не оценят
Много там комментариев, много отсылок, аллюзий и т.п., много сопутствующей информации перепахиваешь.
как Улисс, но доступней для понимания. Манн все же не так изощренно издевался как Джойс:facepalm3:

2014-12-03 в 17:23 

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
AliskaSelezneva, дневник, как любит говорить мне преподаватель, пишется всегда ля кого-то. а тем более онлайн дневник. в надежде, что кто-то что-то прочтет и может даже прокомментирует. ну или хотя бы прочтет. пожалуй, да) Это уже не те дневники, которые писали и прятали) и конечно, если тебя читают, это вдохновляет и заставляет сочинять более осмысленно) ;)
те кто умеет писать, умеют не только выразить некую мысль, но и умело подать. ведь даже прекрасное кушанье нужно уметь подать, а иначе не оценят это так. Но тут важно определить правильно целевую аудиторию. Если кто-то начинает хейтерство из принципа - никогда не оценит... :bricks:
К тому же, эта самая красивая подача как раз и возникает тогда, когда хочешь максимально точно выразить свою мысль. Поэтическая речь, она на самом деле очень точная. Вот, у Есенина: "Лицом к лицу лица не увидать — большое видится на расстоянии" сорри, не помню пунктуацию — сколько строк потребуется учёному, чтобы то же самое изложить? А сколько журналисту? А простому обывателю?
Манн все же не так изощренно издевался как Джойс +100.
И к тому же, имхо, Манн намного более эмоционально и человечно это описывает. У меня нет ощущения, что Манн это нагромождал ради того, чтобы показать, какой он умный — скорее именно потому, что иначе это выразить было невозможно...

URL
   

Partitur

главная