20:43 

Об Инес

Rosenkavalierin
L'oiseau rebelle
Ещё один набросок по Т. Манну. Махровое имхо

Характер Инес Родде-Инститорис вызывает неоднозначное сочувствие, смешанное с брезгливостью. В том, как эта женщина лелеет пресловутый культ страдания, есть нечто неловкое, ведь (в отличие от того же Адриана) свой культ она пытается насадить и среди других, будто мстит за свой безлюбовный быт, фальшивое семейное счастье. Недаром мудрый Серенус не раз отмечает ту злорадную жестокость, с которой эта хрупкая женщина исповедуется перед ним. Даже притом, что она проявляет сильную интуицию и дар психолога.
В отношениях с Рудольфом Инес, конечно, по-человечески понятно и жаль. На эту историю явно повлияла «Анна Каренина» (например та же линия с морфием), при этом Инес сочувствуешь больше, ведь Гельмут Инститорис – далеко не тот благородный, строгий и глубоко чувствующий Каренин. Однако Инес тоже далеко до страстной натуры Анны.
Зачем она решила в прямом смысле обнажить свою душу именно перед Серенусом? Не потому ли, что Инесу подсознательно раздражает его «правильность», принципиальность, его рыцарская доблесть однолюба? Более того, она боится осуждения, потому пытается «напасть» первой. Но вероятно и то, что она чувствует в Серенусе родственную душу – ведь для того семейное счастье тоже, увы, является паллиативом. Думаю, Инес смущает собственное «греховное» состояние, и вместе с тем она считает его истинным, оправдывая проявлением искренних чувств. И чувствует определённое превосходство над Серенусом, который не отважился в полной мере следовать своей страсти. Но искренни ли те чувства, за которые она так цепляется?
Нет, Инес не любит Рудольфа. Прекрасно зная, что он любит её, что однажды он бросит её, она получает удовольствие от самого ощущения власти над этой «эльфической» натурой. В Руди она видит ту стихию жизни, которой всегда боялась и боится – и при помощи своей чувственности она как бы этой ничтожной жизни мстит. Манн рисует потрясающий и правдивый пример того, что человек с тонкой душевной организацией нередко оказывается хладнокровно-жестоким по отношению к другим, более того испытывает при этом полное ощущение моральной правоты и нравственного превосходства. От природы совсем не «роковая женщина», скорее тихая книжница и домашняя девочка, Инес, тем не менее оказывается неспособна следовать своим бюргерским идеалам. Но и отдаться любви она тоже не может, ибо её попросту нет. Да, Руди признаёт, что не любит Инес. Но хуже всего то, что он даже не испытывает особого влечения к ней, поскольку подсознательно (и справедливо) воспринимает болезненную экзальтацию Инес не как проявление любви, а как стремление самоутвердиться, как пассивный садизм. И его настораживает то, что отношения с Инес стали напоминать ловушку, где тебя используют, а ты не можешь ни возразить, ни уйти, дабы не причинить страдание.
В фильме-экранизации есть потрясающая сцена, где откровенно, но совершенно без разнузданности показаны псевдолюбовные отношения Руди с Инес. Когда Инес действительно обращается с его телом, «как мужчина с телом женщины», оседлав своего кавалера, не видя его лица и даже толком не раздев. Даже не сняв галстук, из-за чего несчастный Руди выглядит как полузадушенный, а на его лице застывает недоуменно-усталое выражение.

@темы: разум и чувства, Т. Манн, koboldhafte Naivitaet, Doktor Faustus

URL
   

Partitur

главная