Наткнулась в ЖЖ на феерическое... нечто:
aufrichtigkeit.livejournal.com/241575.html.
Сдаётся мне, что автор троллит, если же нет, то надо с этим разбираться)Оригинал взят у
Прокофьев или Шостакович?Если говорить о и сравнивать Прокофьева с Шостаковичем, то
прячу под кат, ибо провокативномногое получится не в пользу Шостаковича с т. з. европейской музыки. Так, например, Прокофьев – это порождение Российской империи, страны с открытыми границами, «парижских сезонов» Дягилева, а Шостакович – порождение СССР, страны с закрытыми границами, без каких-либо «парижов» и прочего. Прокофьев прожил 20 лет за границей, прежде чем вернуться в СССР, и многое там позаимствовал в композиторском искусстве, включая европейскую ментальность, у Шостаковича ничего подобного не было. Ну, и т. д. А вопрос мой заключается в следующем: кто из них гениальнее, как симфонист?
Предлагаю сравнить:
Обожаю эту вещь у Прокофьева: Allegro marcato из 5-ой симфонии. По-моему, во многом гениальнее любой части любой симфонии Шостаковича. Могу делать выводы, т. к. знаком (в отличие от некоторых) с каждой симфонией Прокофьева и с каждой симфонией Шостаковича.
А вот Finale из 6-й симфонии Шостаковича, которая тоже мне нравится. Один из лучших фрагментов его симфонической музыки, на мой взгляд. Но всё равно слабее, чем у Прокофьева. Замечу, что не претендую на истину. Это моё личное мнение.
Ваше мнение?
Как мило: сравнивают
отдельные части симфоний. Вообще-то симфония — это единый организм, как роман, как пьеса. Симфонии не слушают кусками.
Можно, конечно, и фильмы так смотреть — отрывок из Антониони, отрывок из Висконти, и сравнивать плечи Кардинале с ногами Моники Витти. Но это немного читерство Более того, упомянутые симфонии написаны в разное время, что не могло не отразиться на их характере. Прокофьев сочинял Пятую в разгар Великой Отечественной, премьера состоялась в 1944 году. Шестая Шостаковича — это 1938 год, и задумывал её автор (а, может, зубы заговаривал власть имущим) как симфонию о Ленине
(впоследствии концепция радикально изменилась, но всё же это не "сороковые-роковые").
Слушать Прокофьева, или Шостаковича, или запойно, или смакуя отдельные сочинения — дело вкуса. Но в любом случае вкус не пострадает: эти композиторы равно значительны. Сергей Сергеевич и Дмитрий Дмитриевич давно никому и ничего доказывать не обязаны. Мериться званиями — тоже.
Но больше всего меня позабавил этот тезис:
Шостакович – порождение СССР, страны с закрытыми границами, без каких-либо «парижов» и прочего. Неужели?
А ничего, что Шостакович, как и Прокофьев, родился в Российской империи?
неожиданно Оба закончили одну и ту же консерваторию (в Петербурге-Петрограде). Оба — наследники Николая Андреевича Римского-Корсакова (Прокофьев успел поучиться у самого Н.А., а наставником Шостаковича был Максимилиан Штейнберг — зять и ученик Р.-К.).
+ много букв
А как быть с тем, что ещё в 1920-30-е годы Шостакович и его близкий друг Иван Соллертинский увлечённо штудировали партитуры Густава Малера? И даже Арнольда Шёнберга и прочих нововенцев с их серийной техникой? Ничего, что Шостакович обожал Малера и многое у него унаследовал? Кстати, Соллертинский был одним из первых — не только в СССР, но и в мире — кто начал серьёзно изучать этих композиторов. И вообще советским музыкантам тех лет ничто не мешало быть в курсе "актуальных музыкальных тенденций", благо тогдашние способы записи и трансляции музыки не особенно отличались что в СССР, что в Америке, что в Европе.
А ничего, что кроме симфоний, Прокофьев и Шостакович написали 100500 произведений в 100500 жанрах? Симфонизм — диалектическое понятие, это метод музыкальной драматургии, и действует он не только в симфониях. Следовало бы это тоже учесть, прежде чем выяснять, кто круче)
Вот, например, «24 прелюдии и фуги» Шостаковича — чудеса музыкальной инженерии, музыкального театра и музыкальной философии. Только Д.Д. мог вырастить фугу из темы пионерской побудки, потому что он мыслит полифонически, как дышит. Творение Шостаковича конгениально баховскому «Das Wohltemperirter Clavier» (и тем более «Ludus Tonalis» Хиндемита), его изучают композиторы, музыковеды, пианисты по всей планете. Что до вокально-симфонических циклов Д.Д., то там полифония — высший пилотаж, кто желает, пусть попробует повторить. Взять хотя бы хоровую фугу из "Песни о лесах" (такое, казалось бы, конъюнктурное произведение...)
А ещё Шостакович любил джаз (массовую музыку так таковую) и не брезговал им в своих академических опусах. Лёгкая музыка могла изображать искушения-разложение продажного капитализма (как в балете «Золотой век»), но совсем не обязательно. Была и благосклонно принятая Сталиным «Джазовая сюита» (1938).
Между прочим, как насчёт того, что творения Шостаковича слушали во всём мире? Д.Д. было чуть больше двадцати лет, когда Бруно Вальтер попросил у него партитуру покорившей его Первой симфонии. Вскоре симфонию включили в свой репертуар лучшие оркестры Старого и Нового Света. Никакие границы, идеологические разногласия, политические препоны и рогатки не мешали музыкантам исполнять то, что они считали нужным. Даже война не помешала. В марте 1942 года в Куйбышеве впервые прозвучала Седьмая симфония, а уже в июле её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини.
Как видно, Д.Д. общался на равных с выдающимися западными музыкантами. С некоторыми он даже дружил, как с Бенджамином Бриттеном. Бриттен посвятил Шостаковичу оперу «Блудный сын», Шостакович Бриттену — Четырнадцатую симфонию.
Кстати о Четырнадцатой симфонии... Камерная симфония — "тренд" 1960-х. Чьи там стихи звучат? Гарсиа Лорка, Аполлинер, Рильке, совсем немного — Кюхельбекер. Старинная католическая секвенция Dies irae раздаётся там из бездны бед, и смерть танцует малагенью. А говорят, что у Шостаковича ничего подобного не было. Странно. Если это не следы пресловутой европейской ментальности, то тем хуже для Европы.
Не будем забывать и про 70-летие Шостаковича, которое отмечали, опять-таки, всем миром. Жаль, что Д.Д. всего год не успел дожить до юбилея. Мог бы оставить автограф в посвящённом ему сборнике: Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. — М.: Советский композитор, 1976. Порадовался бы нотным приложениям — несколько "трибьютов" на тему D-Es-C-H (музыкальная монограмма Шостаковича ...(почти как B-A-C-H)) от советских и зарубежных почитателей.
Так что Д.Д. Шостакович был законодателем мод без каких-либо «парижов» Нет, законодателем стиля.
Это всего лишь частности, но их долго можно (и нужно) припоминать — ведь за ними видна закономерность.
Имеющий уши да услышит, а что не услышит, то погуглит)
Если на то пошло, разве не Шостаковича обвиняли в "формализме", "буржуазном декадентстве" и "пресмыкательстве перед Западом"? Но при всём при том он дитя СССР, и хотя он был верен классической традиции (русской и европейской), ему не чужд был интернационализм и бунтарский дух) Тогда как Прокофьев по прибытии в Союз начал сочинять вещи в духе соцреализма и неплохо себя при этом чувствовал — ему не пришлось насильственно перестраивать свой стиль. Пожалуй, кое в чём автор прав: Прокофьеву никакой модернизм не мешал быть "имперцем", и его лирико-эпический "большой стиль", оптимистичный и ясный в своей основе, пришёлся ко двору и в период сталинского ампира.
Да, пока не забыла: про "европейскую ментальность" и Zeitgeistлюбопытно, сколь многое Сергей Сергеевич, по мнению автора, позаимствовал в композиторском искусстве Запада, учитывая, что прогрессивная (или считавшая себя таковой) музыкальная общественность "там" сходила с ума Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Стравинского — и самого Прокофьева Да здравствуют «Русские сезоны»! Русские, конечно, были не единственными модернистами-экспериментаторами (и не все тогда были модернистами), но они воплощали Zeitgeist. Разумеется, сам композитор тоже ощутил положительное влияние той культурной среды, обогатил свой жизненный и творческий опыт. Но вряд ли Прокофьеву приходилось потом и кровью, в мытарствах добывать себе пресловутую европейскую ментальность. Что-то мне это подсказывает. Наверное, то, что свою Первую — «Классическую», в духе Гайдна — симфонию С.С. Прокофьев закончил 10 апреля 1917... правильно, в России! И даже успел исполнить её в Петрограде до отъезда из Страны Советов, 21 апреля 1918 года.
А права на личное мнение никто не оспаривает. Сердцу не прикажешь. "Нравится" или "не нравится" — вот где сосредоточены границы, ментальности и критерии гениальности — в сознании отдельно взятого слушателя) Жаль, если это сознание затуманено политотой...
Пятую Прокофьева и сама обожаю